Кто он – неравнодушный учитель для новой школы?

Педагоги часто задаются серьезным вопросом о профессиональной идентичности: "кто Я?"… Для меня совершенно очевидно, что педагог – это специалист, который отвечает за то, чтобы культурно передать ребенку образцы поведения и действия. Он должен социализировать ученика, сделать так, чтобы тот стал культурным человеком. В этом смысле педагог является "государственным уполномоченным".

Учитель-воспитатель: нельзя натаскивать ребенка

"История культурного развития ребенка вплотную подводит нас к проблеме его воспитания", – говорил Лев Выготский. Еще в 1930-е годы на стыке противоречий между биологизаторскими и социологическими теориями советский психолог дал миру простой ответ: как только вы закладываете в основу развития ребёнка правильно организованную социальную ситуацию, вы встаете на путь формирования его личности.

Мы можем сколько угодно говорить о любых индикаторах, характеризующих педагога, о его знаниях и умениях. Но если мы настаиваем на том, что педагог выступает посредником между общественным взрослым и ребёнком, то значит, основная его характеристика заключается в его собственной культуре.

Прежде всего, педагог должен быть личностью. Нам нужен учитель, у которого ценностно-смысловой контекст является важнейшей составляющей его профессии. К этому его обязывает сам формат и ответственность за социальные и культурные взаимодействия с подрастающим поколением.

В современной школе нельзя натаскивать ребенка. Наша система образования столкнулась с проблемой, когда через натаскивание пытаются "проскочить" ЕГЭ. Это неверный подход. Как говорил Выготский, ребенок может всё освоить "по типу подражания" – упражняйте ребенка, и он научится выполнять определенные упражнения, но вы упустите ту важную составляющую, которая связана с развитием его личности, воспитанием. А воспитание – очень широкое понятие, его не следует понимать как "натаскивание в норме".

Педагогическое образование нельзя отрывать от практики работы учителя. Так получилось, что последнее время в этом вопросе было заметное расхождение: педобразование строилось в одном ключе, а требования, предъявляемые к учителю в школе – в другом.

Теперь эти две линии (содержание деятельности учителя и форма его подготовки) должны пересечься. Важный шаг уже сделан в действующем проекте Минобрнауки России, который направлен на обоснование эффективной системы педагогического образования, на подготовку педагога, способного качественно выполнять свою профессиональную деятельность.

Сама жизнь доказала, что если ты готовишь педагога лишь в академической аудитории, то потом в школе 2-3 года уходит на то, чтобы сделать из него реального школьного учителя.

Именно "в поле" отрабатываются эффективные техники, методы и педагогические технологии, причем, не в любом поле, а только там, где накоплен опыт правильной методической работы.

Такая школа должна передавать будущему учителю пакеты работающих инструментов, которыми необходимо овладеть. Например, умение выстраивать индивидуальную траекторию обучения и воспитания любого ребенка – от одаренного до девиантного. Это очень важная часть психолого-педагогической подготовки учителя.

В профстандарте педагога большой раздел посвящен инклюзии в широком смысле слова – способности учителя "включать" в образовательный процесс разных детей, ориентируясь на их способности. Современный педагог обязан уметь это делать. Если же он этого не делает, то об эффективной передаче ребенку образцов поведения и действия не может быть и речи.

Должен отметить, что в российском образовательном пространстве сейчас довольно широко представлены разные типы школ и эффективные методики работы с самыми разными детьми. В этом смысле отечественная школа добилась огромных успехов, и я вижу, с каким интересом наших исследователей слушают на международных конференциях.

Новый учитель: из категории "неравнодушный человек"

Кто же этот учитель? В чем его новизна? Простой пример. У меня было два учителя физики. Я ходил на факультатив, а на урок не ходил. Тот учитель, который вел факультатив, был заражен идеей физики, он был "сотворцом" этого знания, соучастником культурного процесса. Именно ситуация "сотворчества" развивает таланты человека.

Учитель физики должен не просто рассказать ребенку закон Ома, а сделать это так, чтобы присутствующие дети "заразились" наукой, захотели понять суть этого закона. Личностные характеристики конкретного педагога заключаются в том, как он относится к своей деятельности, какие ценности для него представляет работа. Если он просто пересказал закон Ома, никакой ученик не обратит на это внимание. В лучшем случае – выучит, а потом быстро забудет.

Если же человек, который в своей работе видит ценность самого знания, знает историю происхождения и применения этого знания, знает великих людей, которые были носителями этого знания, сопровождает само знание неким образовательным контекстом, то перед ребенком такой человек оказывается реальным культурным носителем этого знания.

Слово "культура" здесь ключевое: если я являюсь культурным носителем знания, значит, я осуществляю функцию воспитания. Если я могу увлечь ребенка, то он, может быть, не станет физиком, но увидит перед собой неравнодушного человека.

"Неравнодушный" – это не определение, а человеческая категория. Мы даже наш университет позиционируем как "университет для неравнодушных людей". Мы работаем со сложными категориями детей. Учитель, который остается равнодушным и не сопереживает, не способен "включить такого ребенка в социальную ситуацию". Но он обязан это сделать.

Новый учитель? Да не новый он. Во все времена в любом обществе передовики в образовании создавали людей, готовых воспроизводить культурные ценности, развивать интеллектуальный и профессиональный потенциал нации. Человеческое общество не должно утратить этот дар, иначе оно перестанет развиваться.

Виталий Рубцов

Tags