Международная конференция «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование»

18-19 марта 2010 г. в Российском университете дружбы народов (РУДН) состоялась международная конференция:

«Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование»

(скачать PDF-файл Конференции)

Конференция организована РУДН и МИД России в целях содействия дальнейшему продвижению Инициативы укрепления партнерства государственных и негосударственных структур в противодействии терроризму, инициированной в 2006 г. российским председательством в «Группе восьми». В Конференции приняли участие 105 представителей российских и 29 зарубежных государственных (включая дипломатический корпус), общественных и научно-образовательных организаций, частнопредпринимательских структур, а также руководители: российских ─ Совета Безопасности России, Национального антитеррори- стического комитета, Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; международных организаций ─ Целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий, Антитеррористического подразделения ОБСЕ, Антитеррористического центра СНГ, Комитета экспертов по вопросам терроризма Совета Европы, Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Выступления на Конференции:

В.М. Филиппов, Ректор Российского университета дружбы народов

А.Е. Сафонов, Специальный представитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью

В.А. Соболев, Заместитель секретаря Совета Безопасности РФ

В.Г. Кулишов, Заместитель председателя Национального антитеррористического комитета, заместитель Директора ФСБ России

М.И. Гришанков, Первый заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы РФ

Ж.-П. Лаборд, Руководитель Целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятии

Р. Перл, Руководитель Антитеррористического подразделения ОБСЕ

А.П. Новиков, Руководитель Антитеррористического центра СНГ

А. Энерсен, Член Бюро Комитета экспертов по вопросам терроризма Совета Европы

С. Сайфуллоев, Заместитель директора Исполнительного комитета РАТС ШОС

И.И. Рогачев, Директор Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России

А.И. Селин, Начальник отдела ОАО «ГМК «Норильский никель»

С.Л. Зимин, Руководитель Сектора государственно-частного партнерства Российского университета дружбы народов

А.Х. Абашидзе, Член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам

М.А. Минченков, Генеральный директор ЗАО «Международный центр консалтинга и маркетинга»

М.Я. Черниговский, Директор Аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс»

И.А. Литвененко, Руководитель общественно-политического проекта «Собрание родителей»

А.Г. Залужный, профессор кафедры национальной безопасности Российской Академии государственной службы

А. Фисун, Заместитель директора ФГУП «Радиочастотный центр ЦФО»

Из выступления на Конференции:

В.М. Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов: «…необразованная молодежь в большей мере подвержена влиянию негативных социальных явлений, в том числе и в области терроризма. Поэтому изучение и разработка образовательных программ в данной сфере является весьма актуальной задачей. Однако для того, чтобы такие программы разработать, необходимо участие ученых, прежде всего, в исследовании соответствующих проблем ─ для различных регионов мира, с учетом особенностей культуры и ментальности народов, конфессий, а также специфики различных сторон рассматриваемой проблемы… Очевидно, что все мы заинтересованы не в разовом мероприятии, а в создании такой постоянно действующей системы, которая бы перманентно координировала усилия в данной весьма сложной и многоплановой работе…»

А.Е. Сафонов, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью: «Ключевой задачей мы считаем государственно-частное партнерство в вопросах предупреждения терроризма, пресечения распространения его идеологии и пропаганды, превенции радикализации на этой основе настроений в различных уязвимых слоях современного общества, недопущения сейчас массового рекрутирования в террористические организации… Особую роль настоящей Конференции вижу в насыщении государственно-частного антитеррористического партнерства научными элементами. Этого до сих пор, следует признать, нашей международной Инициативе не хватало, ─ не было ни одного самостоятельного проекта партнерства, авторство которого принадлежало какой-либо академической структуры. А предмет для подобных проектов самый обширный, поскольку, видимо, системно, на академической основе очень многие вопросы государственно-частного партнерства так и не проработаны, причем ни в России, ни на международном уровне. В данной новаторской сфере сотрудничества и до настоящего момента присутствуют значительная «мозаичность», большая разница в национальном опыте, отсутствует реальный обмен наилучшей практикой, во всяком случае, такой обмен не ведется с должной интенсивностью и отдачей. Этому должна помочь и наша Конференция, и, что еще важнее, работа, которую она способна инициировать».

Из доклада Генерального секретаря ООН «Глобальная антитеррористическая стратегия ООН: «Целевая группа ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий взаимодействует с Российским университетом дружбы народов в вопросах развития образовательных программ противодействия терроризму. Представитель Целевой группы принял участие в Конференции «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование», организованной Университетом совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В развитие итогов Конференции Целевая группа обеспечила взаимодействие между Университетом и Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) в целях противодействия терроризму».

И.А. Литвененко, Руководитель общественно-политического проекта «Собрание родителей». Доклад: «Государственно-общественное взаимодействие в сфере образования, обеспечение безопасности. Идеологический аспект»

Уважаемые участники конференции! Открывая конференцию, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Михайлович Филиппов обратил внимание участников на то, что образование является профилактикой терроризма во всех его проявлениях. И, если бы образование справлялось со своими задачами, то специальные подразделения оставались бы без работы. Кулишов Владимир Григорьевич, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета, заместитель директора ФСБ России также отметил, что терроризм паразитирует на противоречиях и на нерешенных проблемах в обществе и государстве. Соболев Валентин Алексеевич, заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в своем выступлении отметил, что терроризм появляется там, где образуются бреши или пустоты в идеологии. Я с этими утверждениями абсолютно согласен, поскольку из того, что случилось нам всем, обществу и государству, необходимо сделать самые решительные выводы.

Трагические события сентября 2004 г., захват террористами школы с заложниками (детьми и родителями) в г. Беслане, гибель детей и офицеров специального подразделения, не оставили равнодушным ни одного человека, ни одного родителя в России. Это стало основным побудительным мотивом создания нами общественно-политического проекта «Собрание родителей» (далее ─ Проект) и нашим осознанным ответом деструктивным силам, пытающимся дестабилизировать общество и сделать невозможным созидательное государственно-общественное взаимодействие в российском образовании. Таким образом, цель Проекта ─ это реализация на практике преимущественного  права  родителей  (законных  представителей) на воспитание и образование собственных  детей,  а  также  создание  в России демократической государственно-общественной  системы  управления  образованием. Считаем, что именно такие меры позволят создать единое и позитивное образовательное пространство, являющиеся  ключевым  условием  профилактики терроризма во всех его проявлениях. Идеологические  цели.  Мы  все без исключения являемся участниками образовательного процесса, образуя целостную совокупность — личность, семья, общество и государство. Современная семья, родители и дети испытывают на себе различного рода информационно-психологические, социально-экономические  и  другие  воздействия негативного характера практически во всех сферах общественной жизни. Именно семья, родители и дети находиться на своеобразной «передовой». Огромное количество абортов, разводов и демографический кризис являются сводками с передовой в этой невидимой войне.

В данной ситуации общественную группу, самую заинтересованную в сохранении потенциала жизнеспособности и устойчивости государства, а также в партнерстве общества и государства в пресечении терроризма во всех его проявлениях, на наш взгляд, представляет собой сообщество родителей. Ответственное отношение родителей к собственным детям и будущему страны должно сохранять способность к консолидации и созидательному взаимодействию общества и государства в такой весьма важной и основополагающей сфере, как образование.

Именно семья является главным фактором, определяющим качество жизни и устойчивость целостной совокупности ─ личность, семья, общество и государство, а также эффективность государственно-общественного взаимодействия  в  сфере антитеррористического партнерства. Именно против института Семьи и самой возможности созидательного государственно-общественного взаимодействия в школе были направлены террористический акт в Беслане и усилия деструктивных сил, работающих на подрыв безопасности и целостности России.

Государственно-общественное управление. О необходимости создании государственно-общественной системы управления образованием в СССР было принято решение на февральском Пленуме Центрального Комитета КПСС в 1988 г.

«О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению». В постановлении Пленума было сказано, что «Решающей предпосылкой ускорения перестройки средней и высшей школы является создание современной демократической структуры управления народным образованием».

В 1992 г. эти положения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», в основных принципах государственной политики в области образования. В статье 2 названного законодательного акта декларируется демократический государственно-общественный характер управления образованием, а ст. 52 предоставляет родителям (законным представителям) право на участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

В 2001 г. Правительством РФ была принята «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года», в которой указано, что: «Модернизация образования ─ это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образовании. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность».

Президент России В.В. Путин в ежегодном  Послании  Федеральному  Собранию 2006 г. особо подчеркивал, что решение проблем экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: «…для кого мы все это делаем?...» 2008 год был объявлен в России годом Семьи. В начале 2010 г. Президентом России Д.А. Медведевым утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Участие родителей в образовании. На фоне тотального в стране «не образования» ─ так охарактеризовал состояние российского образования ректор Высшей школы экономики В. Кузьминов ─ участие родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательным  учреждением в нарушение  (ст.  38, 43) Конституции Российской Федерации и (ст. 2, 52) Федерального Закона «Об Образовании» и (ст. 2) Федерального Закона «О безопасности» сведено к добровольно- принудительным поборам на «школьные нужды», в том числе за предоставление охранных услуг.

Тем самым российские семьи буквально приучаются к игнорированию Конституции и действующего законодательства. Таким образом, обществу дается  противоречащая  целям  образования установка «каждый за себя», что приводит к формированию отчужденности в семье, обществе и государстве.

До настоящего момента отсутствует правовой механизм, обеспечивающий реальное участие родителей в управлении общеобразовательным учреждением, что (в контексте существующей коррупции и грубых нарушений действующего законодательства в сфере образования) может быть объяснено исключительно осознанным противодействием со стороны деструктивных сил созданию здоровых государственно-общественных отношений в сфере образования.

Выводы Счетной палаты Российской Федерации, представленные в сводной аналитической записке «Об использовании средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации национального проекта «Образование»» (бюллетень № 9 (129)/2008 г.), в разделе 3.2.7. «Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования», подтверждают формальный характер существующих органов самоуправления школой (Совет общеобразовательного учреждения) и необходимость принятия нормативно-правовых актов, регулирующих участие родителей в управлении образовательными учреждениями в процессе модернизации образования и т.п.

Очевидно, что отсутствие государственно-общественного взаимодействия в школе, лишает общество и государство способности к консолидации в критической ситуации и созидательному взаимодействию целостной совокупности ─ личность, семья, общество и государство.

Коррупция в сфере образования. Согласно исследованиям, проведенным в сентябре 2008 г. ВЦИОМ, сфера образования занимает шестое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Коррупцией охвачена практически вся система образования.

В свою очередь, это подтверждается опытом реализации Проекта. В период с 2005 по 2010 г. к типичным и массовым нарушениям действующего законодательства в области образования, имеющим признаки коррупции, можно отнести:

- в нарушение подпункта «ж» п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение не имеет самостоятельного счета в органах казначейства;

- при размещении заказов по обеспечению питанием учащихся документация по проведению конкурса и государственные контракты на организацию питания заключаются без участия общеобразовательного учреждения;

- в нарушение ст. 779 Гражданского Кодекса РФ оплата охранных услуг производится родительским комитетом, не являющимся заказчиком по договору и не имеющим статуса юридического лица. Тем самым, обязанность обеспечения безопасности детей в школе фактически возлагается администрациями школ на родителей, что противоречит нормам ст. 32 и 51 Федерального закона «Об образовании»;

- при организации охраны государственных образовательных учреждений за счет бюджета расходы на охрану выделяются не школам, которые являются бюджетополучателями и государственными заказчиками, а органам управления образования.

Директора школ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» директор школы несет ответственность за жизнь и здоровье участников образовательного процесса и за качество образования. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, в соответствии с Бюджетным Кодексом ─ бюджетополучателем и в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.

№ 94-ФЗ ─ государственным заказчиком. Однако в нарушение действующего законодательства директор и общеобразовательное учреждение органами управления образования фактически отстраняются от бюджетного процесса.

Система «безусловного», по сути, тоталитарного подчинения и не  правового управления общеобразовательными учреждениями со стороны органов управления образованием лишает возможности директоров школ качественно выполнять свои служебные обязанности по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и качества образования в целом.

Не  согласных с таким положением дел директоров органы управления образования увольняют по ч. 2 ст. 278 Трудового Кодекса РФ (по решению учредителя). Новая модель образования. Legatum Prosperity  Index  учитывает  совокупность и взаимосвязь экономического развития стран, уровень инноваций и образования, а также безопасности граждан. Самыми благополучными странами в данном отношении являются Финляндия, Швеция, Швейцария, Дания и т.д. Следует особо отметить, что Россия по этому показателю занимает только 69-е место. Очевидно, что международное  сотрудничество  в  сфере демократизации системы управления образованием  и  противодействия  коррупции, а также антитеррористическое партнерство  будут адекватными мерами государства и  общества  на  современные вызовы.

В свою очередь, собственный проектный опыт мы отразили в своих предложениях в Новую редакцию общей части модельного Образовательного Кодекса для государств-участников СНГ, которые были приняты Постоянной комиссией по науке и образованию (5 апреля 2006 г., Протокол № 2) и Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества. Считаем, что партнерство государств-участников и гражданского общества, а также конкретной семьи, родителя и ребенка, нацеленное на создание демократической системы государственно-общественного управления образованием как в отдельных странах, так и в формате Содружества будет содействовать эффективному взаимодействию в деле обеспечения безопасности участников образовательного процесса и противодействия различного рода проявлениям терроризма.

Особая важность сферы образования в государственном строительстве и обеспечения национальной безопасности очевидна. Создание единого и созидательного образовательного пространства является необходимым условием профилактики терроризма во всех его проявлениях. Мы убеждены в том, что Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, является весьма своевременной и должна стать решающим фактором сплочения государства и родительского сообщества, а также международного сотрудничества в этом направлении.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ

Участники международной конференции «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование», 18-19 марта 2010 г., Москва, РУДН – МИД России в составе представителей международных организаций, в частности ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ШОС, российских и зарубежных правительственных и неправительственных организаций, частного сектора и научно-образовательного сообщества,

подтверждая решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях,

принимая во внимание универсальные антитеррористические договоры и протоколы, резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, касающиеся противодействия терроризму, Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, соответствующие решения и документы, принятые по линии региональных международных организаций – ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ШОС,

подчеркивая важную роль гражданского общества, в том числе научных и образовательных учреждений, в эффективном противодействии глобальной угрозе терроризма,

поддерживая международную инициативу укрепления партнерства государств, бизнеса и гражданского общества в противодействии терроризму,

1. Выражают признательность РУДН и соорганизаторам, в лице МИД России, за проведение международной конференции «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование» 18-19 марта 2010 г. в Москве.

2. Призывают мировую научно-образовательную общественность объединить свои исследовательские, образовательные и творческие усилия в интересах противодействия терроризму и насильственному экстремизму, внести вклад в продвижение и совершенствование антитеррористического партнерства государств, частного бизнеса и гражданского общества.

3. Призывают мировое научно-образовательное сообщество продолжить практику проведения антитеррористических форумов для обмена опытом в антитеррористических исследованиях, разработке и внедрении инновационных образовательных и воспитательных программ и конкретных антитеррористических проектов.

4. Поддерживают инициативу образования на базе РУДН научно-образовательного Института по противодействию терроризму и экстремизму (рабочее название) и принимают во внимание намерение РУДН придать институту статус международного.

5. Поддерживают предложение РУДН рассмотреть возможность проведения по линии международных организаций, в частности ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ШОС, семинаров по вопросам участия международного научно-образовательного сообщества в противодействии терроризму и насильственному экстремизму.

 
17 мая 2021