МВД обнародовало проект антинаркотической стратегии до 2030 года

Министерство внутренних дел России опубликовало проект новой антинаркотической стратегии, рассчитанной до 2030 года. Документ доступен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект стратегии разработан в связи с тем, что предыдущая завершает действие в 2020 году. В новом документе дано определение государственной антинаркотической политики и ее генеральной цели, а также представлен перечень направлений для ее достижения.

Кроме того, в проекте анализируется текущее состояние ситуации в данной области в России. Отмечается, что правоохранительные органы за последние 10 лет выявили более 2 млн преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72% из которых относятся к тяжким и особо тяжким. Объем изъятых из оборота запрещенных веществ превысил 400 тонн.

В то же время в МВД констатируют тенденцию к снижению уровня наркомании.

«Согласно данным федерального статистического наблюдения, общее количество зарегистрированных наркологической службой пациентов с психическими расстройствами, связанными с потреблением наркотиков, с 2010 года снизилось на 25% и в 2018 году составило 505,6 тыс. человек, или 344,5 на 100 тыс. населения», — говорится в проекте.

Число умерших от употребления наркотиков в России составляет примерно 4,4 тыс. в год. Этот показатель также снижается, хотя пока и незначительно.

13 февраля сообщалось, что во всех территориальных органах МВД созданы подразделения по борьбе с распространением наркотиков в интернете. В декабре был разработан законопроект, который предусматривает до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков в Сети и культивирование наркосодержащих растений.

 

Проект

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г.
172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период
до 2030 года.

2. Государственному антинаркотическому комитету в
6-месячный срок утвердить план мероприятий федеральных органов исполнительной власти по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до                   2030 года.

3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (председателям антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации) и органам местного самоуправления принять меры по обеспечению реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, том числе в рамках региональных государственных программ и иных программных документов.

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 24, ст. 3015; 2011, № 40, ст. 5527; 2014, № 27, ст. 3754; 2016, № 50, ст. 7077; 2018, № 9, ст. 1376);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2011 г. № 1255 «О внесении изменений в состав Государственного антинаркотического комитета по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374, и в Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 40, ст. 5527);

пункт 35 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 483 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3754);

пункт 23 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. № 656 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7077);

Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 85
«О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 9, ст. 1376).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2021 г.

 

 

 

Президент

Российской Федерации

 

В. Путин

        Москва, Кремль

 

                                                                                  

 

Утверждена

Указом Президента Российской Федерации

от ___________ 2020 г. № ____

 

CТРАТЕГИЯ

государственной антинаркотической политики

Российской Федерации на период до 2030 года

 

I. Общие положения

 

1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) является документом стратегического планирования, разработанным в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности.

2. Правовую основу Стратегии составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

3. В Стратегии на основе анализа сложившейся наркоситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, существующих и прогнозируемых в этой сфере вызовов и угроз, определяются цели, приоритеты, задачи и основные направления государственной антинаркотической политики на период 2021 – 2030 годов, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.

4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

антинаркотическая деятельность – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по реализации государственной антинаркотической политики;

государственная антинаркотическая политика – совокупность принципов[1], приоритетов и мер государства, обеспечивающих контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействие их незаконному обороту, профилактику потребления наркотиков без назначения врача, сохранение человеческого потенциала общества путем формирования идеологии антинаркотического поведения;

идеология антинаркотического поведения – совокупность российских традиционных духовно-нравственных ценностей, философских, религиозных, научных, эстетических, политических и других взглядов, выражающих негативное отношение общества к незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков;

наркотики – наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации[2], аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, включенные в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации[3];

наркопотребитель – лицо, потребляющее наркотики без назначения врача либо признанное больным наркоманией, либо зарегистрированное с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков».

медицинская реабилитация наркопотребителей – комплекс мероприятий, определенных статьей 40 Федерального закона от
21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и осуществляемых в отношении наркопотребителей;

ресоциализация наркопотребителей – комплекс мероприятий (услуг), направленных на восстановление у наркопотребителей утраченных полезных связей с обществом, закрепление позитивных моделей поведения и ценностных установок, а также содействие в предоставлении указанной категории лиц правовой и социальной помощи, помощи в трудоустройстве в соответствии с законодательством Российской Федерации[4].

сочетанное потребление наркотиков – одновременное употребление нескольких наркотических средств и использование других психоактивных веществ[5].

5. Стратегия является основой для формирования и реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту.

6. Государственная антинаркотическая политика является частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

7. Генеральной целью государственной антинаркотической политики является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков, защита личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в этой сфере.

8. Достижение генеральной цели государственной антинаркотической политики осуществляется посредством последовательной и эффективной реализации мер по следующим направлениям:

а) законодательное обеспечение государственной антинаркотической политики;

б) сокращение предложения наркотиков в целях незаконного оборота и злоупотребления ими;

в) сокращение незаконного спроса на наркотики в обществе;

г) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками;

д) координация деятельности государственных органов и институтов гражданского общества в антинаркотической сфере, обеспечение своевременного и всеобъемлющего анализа наркоситуации и влияния на нее принимаемых государством мер.

 

 

 

II. Состояние наркоситуации в Российской Федерации

 

9. В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года[6] в период 2010 – 2020 годов:

1) реализован комплекс организационных мер, обеспечивших совершенствование и оптимизацию государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту;

2) сформирована и функционирует государственная система мониторинга наркоситуации, обеспечивающая постоянное наблюдение за ее развитием;

3) реализован комплекс мер по пресечению незаконного распространения наркотиков. В результате правоохранительными органами выявлено свыше 2 млн. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72% (1,5 млн.) из которых тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 45 тыс. наркопреступлений, совершенных в составе организованных групп. Пресечена деятельность около 8 тыс. преступных сообществ, многие из которых имели транснациональный характер. Объем изъятых из незаконного оборота наркотиков  и иных подконтрольных веществ[7] превысил 400 тонн;

4) обеспечена реализация мероприятий в рамках формирования системы защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации, что позволило пресечь более 16 тыс. фактов контрабанды наркотиков;

5) сформированы механизмы раннего выявления незаконного потребления наркотиков[8];

6) реализован комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение доступности и качества оказания наркологической помощи населению Российской Федерации;

7) получило дальнейшее развитие законодательство в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Усилена уголовная ответственность за сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупных размерах, а также за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, на объектах транспорта, в местах массового досуга, образовательных организациях, а также с использованием сети «Интернет». Создан принципиально новый для Российской Федерации институт побуждения наркопотребителей к прохождению лечения, реабилитации и ресоциализации в рамках уголовного и административного судопроизводства. Установлен порядок внесудебного ограничения доступа размещаемой в сети «Интернет» информации о способах и методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также местах их приобретения.

8) сформированы механизмы ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности в рамках соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации (либо подпрограмм, включающих антинаркотические мероприятия), а также муниципальных программ. Обеспечивается ежегодное финансирование антинаркотической деятельности в объеме около
1 млрд рублей (2018 г. – 1,10 млрд рублей, 2019 г. – 1,23 млрд рублей).

10. В результате реализации государственной антинаркотической политики в период 2010-2020 годов в целом обеспечена стабилизация наркоситуации в стране. Согласно данным мониторинга, проводимого Государственным антинаркотическим комитетом[9], в рамках оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, наркоситуация в большинстве регионов страны (60) характеризуется как «напряженная».

11. Текущее состояние наркоситуации характеризуется следующим образом.

Ежегодно правоохранительными органами выявляется порядка
200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Масштаб незаконного оборота наркотиков, отмеченный в Критериях оценки развития наркоситуации[10], остается без значительных изменений. Показатель оценки наркоситуации «Криминогенность наркомании (влияние наркоситуации на криминогенную обстановку)»[11] характеризуется как «тяжелый»
(2017 г. – 36,4%, 2018 г. – 32,9%). Показатель «Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний» составляет порядка 10% (2017 г. – 10,1%, 2018 г. – 10,1%). Вместе с тем отмечается тенденция снижения удельного веса молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений.

12. Отмечается подтвержденная данными медицинской статистики тенденция снижения общей заболеваемости наркоманией. Согласно данным федерального статистического наблюдения, общее количество зарегистрированных наркологической службой пациентов с психическими расстройствами, связанными с потреблением наркотиков[12], с 2010 года снизилось на 25% и в 2018 году составило 505,6 тыс. человек или 344,5 на 100 тыс. населения.

Число лиц с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства, связанными с потреблением наркотиков, с 2010 года сократилось на 31,7% и составило в 2018 году 57,3 тыс. человек или 39,0 на 100 тыс. населения.

Кроме того, по сравнению с 2015 годом[13] число лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, снизилось на 31,8% (2018 г. – 229,9 тыс. человек).

Вместе с тем с 2010 года наблюдается рост более чем в два раза количества лиц с зависимостью от новых психоактивных веществ и полинаркоманией (2018 г. – 63,4 тыс. чел.; 2015 г. – 48,9 тыс. чел., 2010 г. – 26,4 тыс. чел.) и более чем в три раза – с зависимостью от психостимуляторов (2018 г.– 24,8 тыс. чел.; 2015 г. – 16,6 тыс. чел., 2010 г. – 7,8 тыс. чел.).

13. Среднероссийский показатель количества отравлений наркотическими средствами в 2018 году составляет 11,2 на 100 тыс. населения. Отмечается снижение показателя отравлений наркотиками среди подросткового населения, и в 2018 году его значение составило 11,9 на 100 тыс. населения (2014 г. –44,3 на 100 тыс. населения).

14. Число умерших от потребления наркотиков в Российской Федерации имеет тенденцию к постепенному снижению, но пока еще значительно, и превышает 4,4 тыс. человек в год (2018 г. – 4,45 тыс. человек, 2017 г. – 4,83 тыс. человек, 2011 г. – 3,75 тыс. человек).

15. Социологические исследования, осуществляемые антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации с целью выявления уровня наркотизации общества, отношения населения к проблемам в сфере контроля за оборотом наркотиков показывают, что число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, оценивается в 1,9 млн человек или 1,3%. По данным опросов, с предложением попробовать наркотики сталкивается порядка 22% (22,1) опрошенных граждан. Каждый четвертый респондент (23,9%) имеет в кругу общения лиц с «опытом потребления наркотиков»[14].

 

III. Вызовы и угрозы

национальной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия

их незаконному обороту

 

16. Угрозами и вызовами национальной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются:

1) попытки дестабилизации действующей международной системы контроля над наркотиками, ее пересмотра в сторону либерализации и легализации наркотиков в нарушение трех международных антинаркотических конвенций;

2) расширение глобального рынка наркотиков за счет легализации использования каннабиса в рекреационных целях, появления новых видов наркотиков и формирования рынков их сбыта, рост наркопроизводства на слабо контролируемых властями территориях, в зонах вооруженных конфликтов;

3) деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков;

4) появление новых форм противоправной деятельности преступных организаций и группировок, обеспечивающих усиление конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков, использование в этих целях инновационных коммуникационных и других высоких технологий;

5) увеличение предложения синтетических наркотиков, произведенных на территории страны с использованием прекурсоров, находящихся в свободном обороте, и рост спроса на них;

6) использование новейших инструментов рынка финансовых услуг с целью легализации доходов от незаконного оборота наркотиков и способов их оплаты;

7) масштабное использование информационно – телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды наркотиков;

8) сохранение высоких уровней наркокультивации и производства наркотиков опийной группы в Афганистане, а также тенденция к производству на его территории других видов наркотиков, в том числе синтетических;

9) попытки транснациональной преступности к расширению использования территорий Российской Федерации для транзитного перемещения наркотиков, контрабандного их ввоза через государственную границу Российской Федерации, расширение практики использования для контрабанды наркотиков международной почтовой связи и каналов экспресскурьерских отправлений;

10) использование доходов от незаконного оборота наркотиков в качестве финансовой базы террористической деятельности;

11) расширение потребления лекарственных препаратов с психоактивным действием без назначения врача, психоактивных веществ синтетического происхождения, формирование тенденции сочетанного потребления наркотиков;

12) распространение наркомании, ВИЧ – инфекции, вирусных гепатитов;

13) недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, медицинской реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, использование не в полной мере потенциала институтов гражданского общества в реализации государственной антинаркотической политики;

14) ограниченное использование механизма правового побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда диагностики, профилактических мероприятий, лечения, медицинской и социальной реабилитации.

 

VI. Цели, основные задачи и приоритеты Стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2030 года

 

17. Целями Стратегии являются сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для потребления без назначения врача, уровня негативных последствий такого потребления, формирование нетерпимости общества к участию в незаконном обороте наркотиков.

18. Основными задачами реализации Стратегии являются:

1) совершенствование нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности органов государственной власти, а также оборота наркотиков с учетом научных исследований и разработок в данной сфере;

2) повышение эффективности защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков, в том числе через государственную границу Российской Федерации;

3) совершенствование системы противодействия организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;

4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков;

5) уничтожение инфраструктуры незаконного производства, транспортировки и распространения наркотиков, существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков на территории Российской Федерации;

6) формирование единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности, базирующейся на общих методологических основаниях;

7) создание условий для формирования идеологии антинаркотического поведения на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России;

8) повышение эффективности функционирования наркологической службы, предупреждение фактов незаконного лечения больных наркоманией;

9) повышение доступности диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, ИППП) для лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;

10) совершенствование применения правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда диагностики, профилактических мероприятий, лечения, медицинской и социальной реабилитации;

11) дальнейшее развитие системы международного антинаркотического сотрудничества Российской Федерации;

12) обеспечение эффективной координации федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере контроля за оборотом наркотиков.

13) совершенствование системы мониторинга наркоситуации, повышение оперативности и объективности исследований в сфере контроля за оборотом наркотиков.

19. Достижение целей Стратегии и решение ее основных задач осуществляется с учетом следующих приоритетов (основных направлений):

1) повышение качества правового регулирования в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, приведение антинаркотического законодательства в соответствие с уровнем развития и потребностями российского общества;

2) совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля, в том числе:

укрепление государственной границы Российской Федерации, повышение ее технической оснащенности;

развитие и совершенствование механизмов контроля за грузами, перемещаемыми через границу Российской Федерации;

проведение согласованных межгосударственных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика;

реализация мер, обеспечивающих контроль за транспортной инфраструктурой перевозок;

3) повышение эффективности правоохранительных мер по пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) в сфере незаконного оборота наркотиков, предусматривающих в том числе:

совершенствование методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями);

развитие механизмов предупреждения участия граждан в деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанных с незаконным оборотом наркотиков;

развитие механизмов выявления фактов незаконного оборота наркотиков и противодействия организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям) в данной сфере с использованием современных информационных технологий;

4) недопущение использования доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в экономической сфере, в том числе путем:

корректировки уголовно-правовых норм за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов;

совершенствования системы выявления финансовых операций, обеспечивающих незаконный оборот наркотиков, посредством укрепления взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и институтами гражданского общества;

установления подконтрольных членам организованных групп и преступных сообществ, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков, объектов легальной и теневой экономической деятельности;

дальнейшего совершенствования тактических приёмов подрыва экономических основ наркопреступности;

реализации комплекса мер, направленных на снижение криминального использования электронных платёжных инструментов, предусматривающего:

а) принятие нормативной базы по введению внесудебного механизма блокировки банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа по инициативе субъектов оперативно-розыскной деятельности;

б) установление административной ответственности для лиц, передающих эмитированные на их имя финансовые инструменты третьим лицам, в случае установления фактов использования в преступной деятельности, в том числе в незаконном обороте наркотиков;

в) усиление контроля над финансовыми операциями по внесению денежных средств на банковские счета, электронные средства платежа;

5) консолидация усилий органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков, с целью обеспечения:

функционирования системы выявления и оперативного установления мер государственного контроля в отношении новых видов психоактивных и сильнодействующих веществ, а также пресечения их незаконного оборота;

реализации мер, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно досуговых мероприятий;

выявления и пресечения функционирования в
информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» ресурсов, используемых для пропаганды и распространения наркотиков;

реализации региональных инициатив противодействия возникающим угрозам от изменения маршрутов наркотрафика и образования межрегиональных организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций);

дальнейшего совершенствования системы выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов незаконного культивирования наркосодержащих растений;

разработки методик уничтожения наркосодержащих растений, снижения содержания в них психоактивных веществ;

6) обеспечение надежного государственного контроля за культивированием наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотиков, а также культивирования опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотиков;

7) обеспечение эффективного контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию, недопущение использования химикатов для незаконного изготовления наркотиков;

8) развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного[15]потребления наркотиков, в том числе:

развитие содержательного компонента и его включение в информационные системы и ресурсы образования, создание цифровых платформ в целях профилактики незаконного потребления наркотиков;

постепенный отказ от информационно-образовательного подхода при организации профилактической деятельности, расширение практики использования универсальных педагогических технологий (тренинг, проектная деятельность и т.д.);

интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, федеральные и региональные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, детей и молодежи;

приоритетное развитие духовно-нравственного образования, формирующего у обучающихся устойчивые антинаркотические нравственные установки;

9) разработка и внедрение стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления[16] наркотиков, а также единых подходов к оценке ее качества, включая разработку критериев оценки и введение обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;

10) развитие системы специальной подготовки кадров, осуществляющих деятельность в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, позволяющей освоить методы и технологии для решения конкретных задач;

11) расширение участия добровольцев (волонтеров) в реализации антинаркотической политики государства;

12) совершенствование механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, формирование условий для перехода к обязательному участию обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления;

13) расширение практики обмена и использования передовых методик организации деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, включая имплементацию наиболее успешных зарубежных практик;

14) формирование стратегии сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, предусматривающей:

повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) о рисках, связанных с потреблением наркотиков без назначения врача и соответствующих последствиях такого потребления;

выработку научно обоснованных рекомендаций для средств массовой информации по созданию просветительских программ в сфере реализации антинаркотической политики;

осуществление постоянного мониторинга и анализа эффективности соответствующих программ и выступлений;

15) недопущение применения в Российской Федерации заместительных методов лечения наркомании с применением наркотиков, легализации рекреационного употребления наркотиков, а также неоправданного расширения применения наркотических анальгетиков;

16) сокращение количества отравлений и смертности населения, связанных с потреблением наркотиков без назначения врача;

17) сохранение самостоятельной государственной наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе:

совершенствование материально-технической базы медицинских организаций и подразделений наркологического профиля;

поддержание деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений;

18) совершенствование методов профилактики, диагностики немедицинского потребления наркотиков, наркомании, лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, в том числе:

формирование системы мотивации граждан к обращению в наркологическую службу;

формирование специальных профилактических, лечебных и реабилитационных программ для лиц, допускающих сочетанное потребление наркотиков;

обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по ресоциализации больных наркоманией;

совершенствование системы учета наркопотребителей, в том числе допускающих потребление лекарственных препаратов с психоактивным действием, и отчетности наркологических медицинских учреждений;

формирование и развитие системы независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями наркологического профиля;

19) совершенствование раннего выявления незаконного потребления наркотиков[17], а также лекарственных препаратов с психоактивным действием, на уровне первичного звена здравоохранения;

20) формирование и развитие единой информационной системы наркологической службы, ее интеграции с ведомственными информационными системами, в том числе:

развитие информационных систем наркологической службы субъектов Российской Федерации и их интеграция в единую информационную систему наркологической службы;

внедрение и развитие медицинской информационной системы во всех медицинских учреждениях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «психиатрия-наркология», а также осуществляющих медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

21) внедрение программ профилактики, ведущих к значительному сокращению распространенности социально-значимых инфекционных заболеваний среди лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;

22) развитие системы ресоциализации наркопотребителей, в том числе:

разработка и утверждение требований к содержанию услуг, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями[18];

создание условий и поэтапное введение механизмов саморегулирования деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере ресоциализации наркопотребителей;

23) осуществление противодействия глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации о центральной координирующей роли ООН, прежде всего политикоформирующей роли Комиссии ООН по наркотическим средствам в сфере глобального наркоконтроля и мониторинговых функций Международного комитета по контролю над наркотиками по соблюдению государствами трех профильных конвенций ООН;

24) недопущение ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками, в том числе путем их легализации, а также реализации прочих инициатив, последствиями которых может оказаться расширение незаконного оборота и потребления наркотиков без назначения врача;

25) развитие и расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе в форматах международных и региональных организаций и объединений, таких как ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, ЕАГ и другие;

26) дальнейшее развитие международного и регионального сотрудничества с целью укрепления антинаркотического потенциала Афганистана и купирования исходящей с его территории наркоугрозы;

27) наращивание антинаркотического диалога и укрепление координации позиций с государствами-единомышленниками из Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской и Северной Америки и Африки для последующего продвижения совместных подходов на профильных ооновских площадках;

28) изучение и применение передового иностранного опыта при концентрации усилий на комплексном противодействии контрабандным поставкам наркотиков в Российскую Федерацию, производству наркотиков на российской территории, подрыве экономических основ наркопреступности, а также ее связки с финансированием терроризма, противодействии использованию современных технологических достижений в интересах наркопреступности;

29) повышение роли Российской Федерации в сотрудничестве на двусторонней и многосторонней основе, в том числе под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности, в области оказания содействия иностранным государствам, в том числе путем подготовки и повышения квалификации профильных кадров и развития потенциала подразделений правоохранительных органов, осуществляющих функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

30) комплексное изучение проблем, связанных с контролем над наркотиками, включая сокращение предложения и спроса на них, выработка совместных мер по решению указанных проблем на соответствующих региональных и международных площадках. Проведение в этих целях международных учебных и научно-практических мероприятий, конференций, симпозиумов, медиафорумов и участие в подобных мероприятиях, организуемых иностранными партнерами;

31) совершенствование механизмов координации антинаркотической деятельности, предусматривающее:

согласованность ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности, в том числе на региональном и муниципальном уровнях;

повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, закрепление обязательности формирования антинаркотических комиссий органов местного самоуправления;

методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам организации и управления реализацией государственной антинаркотической политики;

обеспечение согласованности действий по реализации Стратегии на федеральном, региональном и местном уровнях, исключения дублирования реализуемых мер;

формирование и реализацию комплексного плана профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реализацию основных направлений государственной антинаркотической политики, Стратегии;

совершенствование научного сопровождения реализации государственной антинаркотической деятельности;

развитие и поощрение вовлечения и активного участия гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации, в реализацию задач Стратегии;

32) дальнейшее развитие государственной системы мониторинга наркоситуации, в том числе:

внедрение (создание) единого цифрового контура системы мониторинга наркоситуации, с учетом национальных приоритетов в сфере информационных технологий, сбора и обработки статистических данных;

включение в систему мониторинга оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности;

обеспечение возможности осуществления оперативных аналитических исследований по отдельным аспектам развития наркоситуации;

совершенствование методологии социологических исследований;

создание условий для сопоставимости данных о наркоситуации в Российской Федерации с данными международных организаций.

 

V. Механизм реализации Стратегии на период до 2030 года

 

20. Стратегия реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

21. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

22. Реализация Стратегии на федеральном уровне осуществляется в соответствии с межведомственным планом мероприятий федеральных органов исполнительной власти.

Государственный антинаркотический комитет на своих заседаниях заслушивает должностных лиц федеральных органов государственной власти по вопросам выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии.

23. Реализация Стратегии на региональном уровне осуществляется на основании Перечня приоритетных направлений реализации Стратегии в субъекте Российской Федерации, разработанного антинаркотической комиссией в субъекте Российской Федерации.

Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии в субъекте Российской Федерации должен включать в себя критерии и показатели, необходимые для оценки состояния антинаркотической деятельности, а также ход их достижения по годам на период до 2030 года.

Результаты достижения показателей оценки реализации Стратегии, включенных в перечень приоритетных направлений, отражаются в ежегодном докладе о наркоситуации в субъекте Российской Федерации.

24. Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии в субъекте Российской Федерации утверждается актом высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председателя антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации).

Мероприятия, содержащиеся в Перечне приоритетных направлений реализации Стратегии в субъекте Российской Федерации, включаются в государственные программы субъектов Российской Федерации.

25. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации) организует исполнение Стратегии на территории субъекта Российской Федерации и несет ответственность за эффективность ее реализации.

Антинаркотическая комиссия в субъекте Российской Федерации на своих заседаниях заслушивает должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам выполнения перечня приоритетных направлений реализации Стратегии в субъекте Российской Федерации.

26. Реализация Стратегии на уровне муниципального образования осуществляется на основании плана соответствующих мероприятий, утвержденного его руководителем. Мероприятия указанного плана включаются в соответствующие муниципальные программы.

 

VI. Показатели оценки и ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

27. Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основании следующих показателей наркоситуации:

1) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (соотношение общего числа лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за нарушения антинаркотического законодательства, на 100 тыс. человек);

2) криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и лиц, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);

3) общая заболеваемость наркоманией и пагубным употреблением наркотиков (соотношение лиц с диагнозами наркомания и пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);

4) отравления наркотиками, в том числе несовершеннолетних (на 100 тыс. человек);

5) смертность от употребления наркотиков (на 100 тыс. человек);

6) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации
(по данным мониторинга наркоситуации в Российской Федерации).

28. Среднесрочная оценка хода реализации Стратегии осуществляется в 2025 году.

К 2025 году планируется достижение следующих значений показателей состояния наркоситуации в Российской Федерации:

1) снижение вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков до 125,9 на 100 тыс. человек;

2) снижение криминогенности наркомании до 114,2 на 100 тыс. человек;

3) снижение общей заболеваемости наркоманией до 238,4 на 100 тыс. человек;

4) сокращение количества отравлений наркотиками до 10,1
на 100 тыс. человек;

5) снижение смертности от употребления наркотиков до 2,7 на 100 тыс. человек;

6) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации – «напряженная».

29. Ожидаемыми результатами Стратегии к 2030 году являются
(по сравнению с 2018 годом):

1) снижение вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков до 113,1 на 100 тыс. человек (2018 г. – 148,1);

2) снижение криминогенности наркомании до 102,3 на 100 тыс. человек (2018 г. – 120,4);

3) снижение общей заболеваемости наркоманией до 230,8 на 100 тыс. человек (2018 г. – 288,5);

4) сокращение количества отравлений наркотиками до 9,0 на 100 тыс. человек (2018 г. – 11,1), в том числе несовершеннолетних – до 10,0 на 100 тыс. человек (2018 г. – 12,5);

5) снижение смертности от употребления наркотиков до 2,4 на 100 тыс. человек (2018 год – 3,0);

6) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации – «удовлетворительная».

 

VII. Заключительные положения

 

30. Стратегия реализуется в период 2021 – 2030 годов.

С учетом ретроспективного анализа и прогноза развития наркоситуации в Российской Федерации не имеется оснований для разграничения этапов в структурно-функциональных аспектах реализации Стратегии.

31. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется Советом Безопасности Российской Федерации и Государственным антинаркотическим комитетом.

 

 




[1] Принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту определены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.

[2] Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.

[3] Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934.

[4] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

[5] Международная классификация болезней МКБ-10, Краткий вариант, основанный на Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной ассамблеей здравоохранения (F19.- психические и поведенческие  расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ).

 

[6] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

[8] Статья 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

[9] Подпункт г. 1) пункта 4 Положения о Государственном антинаркотическом комитете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374.

[10] Приложение № 4 к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (III пересмотр).

[11] Параметр оценки наркоситуации определен Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (III пересмотр), утвержденной ГАК (п. 1.3 решения, протокол от 15 февраля 2017 г. № 32) с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2017 г.

[12] Здесь и далее в пункте 12 приведены суммарные данные по числу лиц, зарегистрированных в учреждениях Минздрава России и ФСИН России.

[13] До 2015 года данные по потребителям инъекционных наркотиков не формировались.

[14] Пункт 13 Приложения № 2 к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утверждена п. 13 протокола заседания ГАК от 15 февраля 2017 г. № 32.

[15] Статья 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

[16] Статья 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

[17] Статья 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

[18] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».

Tags

Изображение