Национальный вопрос. Противоречивая терминология от РАН

Ниже приведен краткий терминологический словарь государственной национальной политики, подготовленный академиками РАН (источник: газета "Известия", http://iz.ru/news/687767) для закона о государственной национальной политике. В тексте словаря отмечены (зачеркнутый шрифт) явные методологические ошибки в определениях. Такой "терминологический словарь" говорит о том, что наши учёные заблудились в вопросе формулирования российской идентичности. Будем надеяться, что работа над концепцией закона о российской нации продолжается и ошибки будут исправлены. С таким словарём правильный закон не получится по определению. 

Национальная политика является основой стратегии России, несёт в себе логику строительства всей системы государственного управления, принципов экономического устройства и многое другое. Ошибочность в этих вопросах бдет подарком для недругов России, создаст условия для дезорганизации нашего общества, подрыва авторитета институтов федеральной власти и социально-политической стабильности, другими словами, несёт в себе серьёзные угрозы государственной безопасности.

Далее следует терминологический словарь от РАН, который мы призываем полностью переработать и исправить. Более того, к словарю должны быть приложены соответствующие системные пояснения теории нации со схемами. В словаре необходимо убрать противоречия / разночтения. Например, мы народ, нация или многонациональная общность? 

Итак, краткий терминологический словарь от РАН ( (источник: газета "Известия") с критическими отметками (зачёркнутый шрифт)...

Государственная национальная политика (государственная политика в сфере межэтнических отношений) — система целенаправленных действий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по обеспечению конституционных прав народов и граждан Российской Федерации на этнокультурное развитие, обеспечение гармонизации межнациональных отношений и укрепление на этой основе единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). 

Гражданская идентичность — отождествление себя с гражданами страны, государственно-территориальным пространством, представление о государстве, обществе, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране. 

Многонациональный народ Российской Федерации — общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации.

Межэтнические отношения — совокупность политических, социально-экономических, культурно-языковых и иных отношений между людьми разной этнической принадлежности в деловой, общественной и иных сферах общения. 

Российская нация — гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью. 

Этническая общность (группа) — сложившаяся на основе общей культуры и языка, компактно или дисперсно расселенная на территории Российской Федерации общность людей, члены которой обладают общим самосознанием. 

Национальная (этническая) принадлежность — отнесение индивидом самого себя к определенной этнической общности на основе свободного волеизъявления.

Народ — 1. Как согражданство (российский народ, россияне), 2. Как этническая общность (национальность), в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации, 3. Как любое скопление людей.

***

Первое, что бросается в глаза - словарь оставляет много вопросов, хотя должен их снимать. Например, "гражданская идентичность — отождествление себя с гражданами страны…. представление о государстве, обществе». Выводы из формулировки:

1. Каждый может себя отождествлять с любой гражданской идентичностью и менять её в любой момент.

2. У каждого человека свои представления о государстве и обществе. И, видимо, представления могут меняться.

3. Идентичность - дело, относительно, статичное и понятие объективное. Нам предлагается динамичная, изменяемая и субъективная модель идентичности.

Рассматривая такой словарь, как предвестник национальной политики, складывается впечатление, что детальный системный анализ был проведён, а вот синтез не получился или не проводился. Образно, будильник разобрали на части, а собрать обратно и описать его механизм не смогли.

Есть важный фактор, который мешает РАН получить целостные синтезированные знания о национальной политике России. Это отсутствие у академиков РАН понимания стратегии России и политических смыслов такой стратегии. Какую политику реализовывает команда академиков РАН во главе В.Тишковым. Описать теорию нации и национальностей взглядом антрополога и этнографа? Или разработать национальную политику? Но чтобы разработать национальную политику нужно быть стратегами и государственными управленцами – мыслить стратегически, а не блистать энциклопедическими знаниям. Кстати, В.Тишков в своих трудах говорит о российской идентичности, как исторически сложившемся факторе, сложившемся… - пассивная форма. А нам, если мы говорим о политике, нужна активная форма, т.е. ориентир на целевое будущее. У В.Тишкова и его команды академиков РАН целевого будущего или проекции на будущее нет, есть лишь попытка решить тактическую задачу текущего периода – загнать многонациональность в политический формат государственной нации всеми правдами и неправдами.

В.Тишков отвергает органическую природу общества. Хорошо, тогда механическое конструирование. Но механика тоже точная наука. Должна быть национальная модель. Ссылка на сложившуюся исторически данность государственного образования для механисцистов неуместна. Это органический путь. История, в механистическом отношении к государству и его народу, несущественный фактор, как духовность в марксизме. Почему тогда академики механисцисты апеллируют к истории? Отмечу, для ясности, что отвержение духовности, как и материальности мира - это одинаково неофитский идеалистический подход и тупиковый путь. 

Да, Россия - единый народ, единая нация! В.Тишков и другие академики РАН, покажите нам, почему единая, сформулируйте российскую идентичность не как историческую данность, а как понятийный аппарат и с проекцией на будущее. Мы должны увидеть в этой проекции и Малороссию, и Беларуссию, и Казахстан, и Китай, и Иран, и Европу… Национальная политика определяет внутреннюю и внешнюю политику России в целом. Сейчас, после формулирования такого псевдонаучного* словаря по национальному вопросу, понимание России и её стратегической политики полностью утеряно.

* Псевдонаука - мнимая наука, мотивированная той же целью, что и прикладная наука — достижением немедленного практически полезного результата. Пседонаука апеллирует к фактам и научным методам, стремясь подменить истинность знаний механическим выполнением ТЗ на прикладную НИР. 

Продолжение следует...

Фёдор Степанов

Tags

Изображение