Стратегический аспект «прямой линии» В.Путина – курс на защищенность жизненно важных потребностей граждан России

15 июня 2017 года Президент РФ Владимир Путин провел традиционную «прямую линию» общения с народом России. На «прямую линию» с руководителем страны люди различными способами передавали свои вопросы. Для этого был создан специальный сайт, открыт телефонный центр приёма звонков, можно было отправлять вопросы через СМС сообщения. Вопросы были проанализированы, сгруппированы по направлениям и представлены широким тематическим диапазоном. Наш Президент отвечал на поставленные вопросы в прямом эфире.

Стратегическая составляющая «прямой линии» Президента

«Прямая линия» Президента Владимира Путина 2017 года отличалась концентрацией внимания к вопросам внутренней политики, экономики страны и социальной сферы. Вопросы инфраструктуры, дорог, здравоохранения, экологии, пособий, социальных выплат, жилищно-коммунальных условий, состояния и перспектив экономики стали ключевыми в рамках этой «прямой линии». Были затронуты и внешнеполитические вопросы, однако даже они были сомкнуты В.Путиным с внутренней политикой и экономикой России.

Таким образом, через инструмент «прямой линии» 15 июня 2017 года Президент чётко обозначил наиболее актуальный стратегический вектор государственной политики – курс на обеспечение защищённости жизненно важных потребностей граждан России. Президент призвал решать эти вопросы активно и деятельно. Можно сказать, речь идёт о мобилизации усилий государства в этом направлении.

По Конституции РФ Президент определяет основные направления внешней и внутренний политики. Поэтому стратегическая составляющая деятельности Президента очень весома. На «прямой линии» В.Путин задал основной тренд государственной политики и осуществил одновременно ряд важных управленческих действий:

- донес публично до всех ветвей и уровней власти указанную стратегическую линию, которую необходимо ответственно выполнять;

-  осуществил управленческую функцию прямого контроля качества  и дееспособности системы государственного и местного управления (прим., не следует путать с «ручным управлением»);

- протестировал уровень внутренних угроз, способных вызывать серьёзное напряжение в государстве и обществе;

- осуществил прямую защиту и поддержку граждан России в виде конкретных практических действий во время и после «прямой линии» и параллельно осуществил функцию мотивации (публичное указание на пробелы в работе одних государственных и местных чиновников и назидание на этих примерах другим);

- провел масштабный, многоуровневый общероссийский социальный опрос населения по волнующим вопросам и проблемам, которые будут структурированы для их дальнейшего системного решения;

- напрямую провел общение / живой диалог с народом, а значит, подчеркнул значимость связи Президента и власти с народом.

Стратегический курс социальной направленности государственной политики, поднимает много прикладных тем для размышления и принятия соответствующих управленческих решений.

Одной из таких тем является взгляд на слаженность и результативность работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований. Вторая – фактический уровень ответственность власти и каждого чиновника на всех уровнях за результаты работы. Третья – степень вовлечённости и внимания власти и чиновников к проблемам граждан. Четвёртая тема – как организован доверительный диалог власти и общества на местах.

Отдельной составляющей является выявление и преодоление угроз безопасности государства и общества. И если внешние угрозы проявлены в достаточной степени, то внутренние угрозы, ввиду их скрытости, несут в себе большую опасность. Понимание внутренних угроз крайне важно.

Внутренние угрозы безопасности государства

Сейчас в России особые условия и особый момент. Идёт открытое холодное (с элементами горячего) противостояние запада против России в виде политического, информационного, экономического и военно-инфраструктурного давлений. Всё это направлено на  обострение  социально-политической обстановки в России в предвыборный период до 2018 года, с целью деструктивно повлиять на президентские выборы в России. Такой сценарий предполагает, в частности, желание запада максимально ухудшить качество жизни граждан России и перевести социально-экономическую неудовлетворённость граждан в протестную активность.

Антироссийское внешнее давление, в виде всевозможных западных санкций, уже внесло некоторый дисбаланс в экономическое состояние России. С одной стороны, санкции дали импульс развитию промышленности и сельского хозяйства в России, что подтверждается соответствующими показателями экономико-статистического свойства в последние годы. Однако, с учетом некоторой экономической зависимости России от сырьевых отраслей, санкции снизили доходные показатели государства и корпоративного сектора. Мультипликативный эффект тоже действует. Президент отметил, что с санкциями в том или ином виде Россия живёт на протяжении всей своей истории и это оборотная сторона суверенитета нашего государства. Поэтому экономическое давление нам нужно преодолевать.

В.Путин продемонстрировал жёсткий реализм в оценке экономической ситуации и признал наличие проблем, имеющихся в экономике и социальной сфере. Так, в частности, были отмечены рост бедности, которая возросла до 13,5%, и сокращение покупательной способности населения, а также существенный рост инфляции за предшествующий период.

Также Президент на «прямой линии» выразил свою позицию относительно протестных событий последнего периода в стране, которые мотивированы якобы желанием борьбы с коррупцией. Он отметил, что государство и он лично занимается решением проблем в этой области. И недавнее осуждение за коррупцию на восемь лет экс-руководителя ФСИН Реймера яркое тому подтверждение. В отношении протестующих, Президент сообщил о важности решения этих и других проблем последовательно, без перегибов и в конструктивном русле, налаживая правильный диалог общества и власти. И призвал не подменять действительное решение проблем популистской уличной активностью, подрывающей социально-политическую стабильность государства.

Таким образом, мы видим несколько взаимосвязанных элементов, наличие которых создаёт внутренние угрозы безопасности государства: внешнее деструктивное влияние и давление (информационное, политическое, военное и т.д.) антироссийских сил, осложнение экономической ситуации в стране, усиление социально-политической активности граждан в предвыборный период до 2018 года. Одновременно внешние политтехнологические центры форсирует раскачку протестных настроений в России под сценарий «цветного» госпереворота / революции.

В этих условиях, на первый план выходит доверие и сплочённость общества и власти. Сами по себе выборы не являются чем-то опасным. Наоборот, выборы являются позитивным, социальным действием, воспитывающим гражданскую ответственность и демонстрирующим солидарность общества. А вот недоверие и неуважение граждан и общества к власти могут привести к горячему гражданскому противостоянию и социально-политическому коллапсу. Поэтому главной внутренней угрозой безопасности государства текущего времени (и всегда) является подрыв доверия граждан и общества к власти. Уровень и индикатор такого доверия определяется в первую очередь качеством и результативностью деятельности региональной и местной власти, которые непосредственно взаимодействуют с гражданами и обществом, решая социальные, инфраструктурные и другие вопросы благополучия жизнеустройства людей.

Понятно, почему ключевой составляющей прямого общения Президента стали вопросы и жалобы российских граждан на действия (или бездействие) органов власти в своем регионе и на местном уровне.

Кадровые проблемы региональной и местной власти

Реакция, с которой чиновники на местах отреагировали на «прямую линию» с В.Путиным, может быть занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Уже во время «прямой линии» начали строиться дороги, сразу после, губернаторы и другие официальные лица от власти стали назначать встречи с теми, кто озвучил свои вопросы в прямом эфире или лично прибывали на места для разбирательства в проблемах.

Губернатор Подмосковья отправился на свалку «Кучино» в Балашихе. Губернатор Ставропольского края через два часа после «прямой линии» оказался лицом к лицу с владельцами подтопленных домов с бумагами в руках. Похожая ситуация с погорельцами в Забайкальском крае. Глава Мурманской области немедленно включилась в решение вопросов здравоохранения.

Напрашивается вопрос, неужели действующие губернаторы не знали о своих «острых» проблемах, или ждали указание Президента? Прекрасно знали, но были увлечены чем-то другим, были, видимо, нацелены на другие результаты. Это вопрос ответственности власти. А может региональная и местная власть не способна правильно организовать свою работу? Так или иначе, но всё это из категории  кадрового вопроса. И проведение кадрового аудита региональных и местных руководителей и чиновников в их способности решать свои первостепенные задачи должным образом, т.е. на соответствие занимаемой должности, будет очень кстати.

Бросается в глаза, что вопросы и проблемы граждан, обозначенные на «прямой линии» с Президентом, должны были решаться на местах ранее и без участия главы государства. Но проблемы копились, а после «прямой линии», «по взмаху волшебной палочки» немедленно или в кратчайшие сроки решились.

Например, свалку «Кучино» в Балашихе закрыли уже через неделю после «прямой линии». В пятницу, 23 июня, власти Подмосковья отчитались о её закрытии. И уже озвучен возможный проект (отсутствующий в реальности) перевода свалки в горный склон для активного отдыха.

Губернатор Московской области изначально предложил закрыть свалку в Балашихе в течении 2 лет до 2019 года включительно. Но Президент В.Путин потребовал закрыть эту свалку в течение месяца. Обращаясь к министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому, Президент заявил: «Вот, послушайте меня. И чтобы [губернатор Подмосковья Андрей] Воробьев меня услышал. В течение месяца закрыть эту свалку». Слова президента приводит «Интерфакс».

Кстати, в Московской области есть похожий полигон ТБО «Левобережный» в Химках, закрытый на бумаге в 2012 году. По инвестиционному проекту рекультивация полигона ТБО должна пройти за счет инвестора. Прошло уже 5 лет, но вопрос ещё находиться в стадии разрешения. Жители Химок пишут обращения на имя Президента. (https://www.change.org/p/управление-президента-рф-путину-в-в-общероссийский-народный-фронт-нет-крематорию-в-химках  А это подрывает доверия к власти. Нужно эту ситуацию срочно менять.

На «прямой линии» Владимир Путин буквально в режиме реального времени предал импульс процессу решения актуальнейшей проблемы рекультивации свалок мусора, расположенных на территории Московской области (http://www.rbc.ru/society/23/06/2017/594bf1de9a79472b31db5586?from=center_25).

Конечно, экологический вопрос по свалкам ТБО является проблемой не только жителей  Московской области, но и всей страны в целом. Поэтому Президент В.Путин также поручил Премьер-министру и Правительству РФ в срок до 15 сентября 2017 года представить предложения по решению проблем по свалкам мусорных отходов. Об этом Президент заявил в перечне поручений по итогам «прямой линии».

По сообщению газеты «Взгляд», за период менее двух недель с момента проведения 15-ой ежегодной «Прямой линии с Владимиром Путиным» появились многочисленные конкретные ее результаты:

- решена проблема получения приморцем «дальневосточного гектара»;

- больная онкологией девушка из г.Апатиты (Мурманская область России) госпитализирована в московскую клинику. Кроме того, она признана потерпевшей по делу о халатности врачей;

- в районе Находкинского морского торгового порта (НМТП) установлен датчик для измерения концентрации угольной пыли;

- свалка «Кучино» в подмосковной Балашихе закрыта, а мэр города ушел в отставку;

- власти Забайкальского края дали однокомнатную квартиру в Чите женщине, которая пожаловалась Владимиру Путину на непригодное жилье.

Кроме того, в ходе текущей поездки в Ижевск В.Путин посетил пожаловавшуюся на аварийное жилье женщину. И это далеко не полный список произошедших изменений, принятых решений и решенных проблем по итогам «прямой линии», сообщает газета «Взгляд».

Так, В.Путин продемонстрировал пример должного внимания и отношения к решению вопросов жизненно важных потребностей граждан России. А результаты «прямой линии» Президента, остро обозначили проблему кадрового вопроса в отношении региональной и местной власти, несущих своими действиями / бездействиями в общество негатив нерешенных проблем, и как следствие подрывают доверие общества к власти и Президенту. Профессионализм и ответственность «слуг народа» на региональном и местном уровне подвергнуты сомнению.

Отвечая на вопрос журналистов о том, стоит ли ожидать кадровых решений в регионах и на местах, пресс-секретарь главы государства Д.Песков дипломатично ответил, что это не является самоцелью «прямой линии». «Главное — это понять, какие проблемы наиболее актуальны для людей, и исходя из конкретных случаев, выйти на какие-то системные решения», — подчеркнул пресс-секретарь. Такой ответ подразумевает и возможное системное решение кадрового вопроса. Время и условия для этого созрели.

Развитие местного самоуправления

Доверие граждан и общества к власти – важный ресурс государства, гарантия безопасности государства и индикатор удовлетворённости жизни людей. На «прямой линии» Президент обозначил стратегический курс государственной политики на обеспечение защищённости жизненно важных потребностей граждан России.

Непосредственно с проблемами граждан соприкасается муниципалитет.

Именно институт местного самоуправления (МСУ) представляет собой особую, наиболее доступную для людей «ветвь власти», которая работает непосредственно с проблемами граждан, сканирует их настроения и обеспечивает прямое взаимодействие власти с обществом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако реформа продолжается и в настоящее время. Вопрос местного самоуправления (МСУ) сложный, но крайне актуальный и важный.

Местное самоуправление имеет самое широкое представительство и адаптировано к жизни на местах. Очевидно, что максимальное количество проблем можно производительно решать за счёт такого объёмного ресурса как местное самоуправление, а не выносить избыточно на региональный и федеральный уровень. Это даже технологически и управленчески не эффективно. Тем более, что на уровне МСУ можно решать проблемы с максимальной ориентацией на человека и его ситуацию.

Местные власти — самая близкая к жителю власть и Президент В.Путин ратует за повышение значимости и ответственности муниципальных чиновников, а также системы МСУ в целом.

Поскольку ответственность всегда должна подкрепляться полномочиями и ресурсами, иначе такая ответственность нереализуема в виде конкретных результатов, то перераспределение полномочий между ветвями власти в пользу МСУ и обеспеченность полномочий местного значения финансовыми ресурсами (в т.ч. за счет изменения межбюджентных отношений) может быть сегодня ключевыми направлениями развития местного самоуправления.

Таким образом, создавая необходимые условия для МСУ, можно существенно улучшить ситуацию с обеспечением защищённости жизненно важных потребностей граждан России за счёт усиленных возможностей и ресурса местного самоуправления. Самоуправление подразумевает и вовлечение граждан в решение своих проблем, активизирует их к самостоятельности. И если люди почувствуют, что они сами могут решать свои вопросы и для этого есть соответствующие ресурсы, то они с удовлетворением и ответственностью это будут делать. Претензии к власти сократятся, условно, на порядок. Лояльность и доверие к власти возрастёт. Высвободятся перегруженные частными проблемами региональная и федеральная власть. Которые смогут приступить к более содержательному планированию и стратегированию развития регионов и государства. Государственное управление задышит «полной грудью».

Для целей совершенствования МСУ действует Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления (Совет). Владимир Путин 29 марта 2017 года утвердил новый состав Совета и лично возглавил его.

Концепт развития местного самоуправления есть, институт продвижения и выработки решений по развитию МСУ в лице Совета есть, важность и актуальность развития МСУ находится на уровне вопросов безопасности государства. Все условия и основания активизировать работу по совершенствованию государственной политики в области местного самоуправления и развитию местного самоуправления налицо.

Президент РФ, как истинный гарант Конституции России своими действиями указывает, что статья 3 является действующей, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а Россия является государством народовластия. Народ образует физический субстрат государства. Обеспечение жизненно важных потребностей граждан и, в том числе и прежде всего, потребность осуществлять свое право на участие в процессе самоуправления является институциональным фактором обеспечения безопасности и целостности государства. Президент России осуществляет свои полномочия в этой части. Полагаем, что Совет по развитию местного самоуправления, возглавляемый В.В.Путиным, примет государственно-выверенные системные и стратегические решения по обеспечению безопасности страны через развитие института самоуправления уже в ближайшее время.

Автор: Фёдор Степанов

Фёдор Степанов

Tags

Изображение