Тотальная вестернизация Украины провалилась

На данный момент внутренняя ситуация на Украине определяется двумя основными тенденциями: постепенным усилением недееспособности центральной власти и нарастанием спонтанных, никем неуправляемых социально-политических и финансово-экономических процессов. Всё это непосредственно влияет на внутреннюю и внешнюю поддержку политического режима на Украине.

Сложившаяся на Украине управленческая ситуация стремительно ухудшилась ещё и в связи с тем, что в ходе административной реформы, главной целью которой являлось тотальное «омоложение» кадрового состава государственных органов управления, произошла замена профессиональных чиновников на молодых людей (до 40 лет), не обладающих необходимым опытом/знаниями административной и управленческой работы. В результате этого существенным образом упала эффективность центральных органов государственного управления, вплоть до утраты некоторыми их структурами даже минимально необходимой функциональности.

Резкий скачок коррупции и непрофессионализма в украинском госаппарате запустил процесс нарастающего паралича государственной власти, который, в свою очередь, привёл нынешний политический режим к частичной потере как внутренней, так и внешней поддержки.

О потере народной поддержки свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Институтом Горшенина в феврале текущего года. Как показал данный опрос, уровень недоверия украинских граждан по отношению к представителям истеблишмента Украины варьируется от 55% (глава СБУ Василий Грицак) до 84,7% (на тот момент премьер-министр Арсений Яценюк).

Более того, высокая степень недоверия украинского общества по отношению к отдельным политикам и чиновникам сочетается с не менее высоким уровнем недоверия по отношению к основным государственным институтам страны. Согласно результатам вышеупомянутого социологического исследования, Верховной раде не доверяют 87,6% респондентов, парламентской коалиции – 82,4%, Кабинету министров – 86,2%, прокуратуре – 85,5%, судам – 89,3%, полиции – 51,7%, Службе безопасности Украины – 68,7%, вооруженным силам Украины – 43%.

Это свидетельствует о том, что на данный момент в значительной степени поддержку населения утратил не только нынешний политический режим на Украине в лице его основных представителей, но и украинская государственность как таковая.

Непреодолимое отчуждение между подавляющей частью граждан Украины и украинским государством усиливается нарастающими противоречиями антагонистического характера внутри правящей украинской элиты.

При этом, если на открытые вызовы со стороны своих наиболее сильных оппонентов президент Украины пока ещё способен отвечать, как это было во время его конфликта с И.Коломойским, то подавить всех своих конкурентов в целом он не способен. Для этого у него нет ни сил, ни ресурсов. К тому же границы его влияния целенаправленно сужаются американцами, которые позволяют П.Порошенко воевать со своими политическими противниками, но не дают ему возможности их уничтожить. Это лишает нынешний режим на Украине внутренней устойчивости, а политический кризис превращает в перманентный процесс, внутренне присущий сложившейся за последние годы политической системе.

Нарастающий хаос в стране, неугасающий политический кризис, тотальная коррупция, провал реформ, набирающий обороты экономический и социальный кризис, неспособность Киева остановить военный конфликт на Донбассе фактически поставили крест на украинской стратегии Запада.

Запад оказался глубоко разочарован неспособностью нынешнего украинского политического режима успешно осуществить предложенные ему Европой и США реформы. Уже сейчас можно констатировать, что тотальная вестернизация Украины провалилась. Западу стало очевидно, что Киев неспособен к конструктивным действиям в рамках минских соглашений. Минск-2 украинской властью не выполняется. А это, в свою очередь, говорит о том, что благодаря украинской позиции, мирного пути выхода из вооружённого конфликта на Донбассе не существует.

В целом, если учитывать настроения, которые на данный момент доминируют в американской и европейской политической среде, а также смысловой тренд в западных СМИ, занимающихся освещением украинской проблематики, можно сделать вывод о том, что сейчас Запад воспринимает Украину как своё поражение. Она оказалась бесполезна в качестве механизма принуждения России к политической капитуляции и продемонстрировала свою полную невосприимчивость к реформам по западным алгоритмам. Если два года назад США и Европа рассматривали её в качестве некой козырной карты в игре против России, то теперь они воспринимают Украину как бесполезный груз, существенным образом сковывающий их геополитическую манёвренность.

Украина оказалась непригодной и для её эффективного использования против России. Даже втягивание Москвы в прямой вооружённый конфликт с Киевом уже не выглядит на Западе столь перспективно как раньше. Военная операция РФ в Сирии продемонстрировала Вашингтону и Брюсселю тот тип вооружённого конфликта, который развернётся на территории Украины в случае втягивания России в войну. И этот сценарий не может устроить Запад т.к. он лишь сильнее пошатнёт авторитет США и Европы, увеличит западные издержки, связанные с украинской проблемой, и не сможет нанести критического урона РФ. Запад понимает, что серьёзным образом недооценил российскую военную эффективность и мощь.

В Европе на данный момент достаточно чётко осознают провал своей политики санкций в отношении РФ. С одной стороны, Брюссель понял, что существенным образом недооценил финансово-экономическую силу и устойчивость России, а с другой стороны, на данный момент для европейских стран стало очевидным, что они существенным образом переоценили собственные возможности ведения санкционной войны против РФ. Потери Европы оказались несоизмеримыми в сравнении с теми дивидендами, которые она гипотетически может получить в случае успеха её финансово-экономического давления на Россию.

Украинская «революция достоинства» продемонстрировала свой полный провал в качестве фактора идеологического и информационно-психологического воздействия на российское общество. Майданная Украина, вследствие мощных негативных последствий государственного переворота и гражданской войны, стала не положительным, а сугубо отрицательным примером для российских граждан. Как показали недавние социологические исследования ВЦИОМ, повторения украинского революционного сценария в России хотят лишь 1% респондентов. По сути, киевский майдан стал для российского общества прививкой от революции.

В целом сложившаяся ситуация показывает, что Запад взял курс на минимизацию затратной части украинского проекта, сведя к незначительному объёму финансовую поддержку Украины. В данном случае речь идёт не только о сознательном торможении МВФ сотрудничества с Киевом, но и об откровенных заявлениях высокопоставленных европейских чиновников, сделанных ими в формате закрытых встреч с украинским руководством, относительно того, что в дальнейшем Украина должна сама находить деньги для оплаты своих текущих потребностей, в  частности, покупки природного газа. Чтобы соответствовать западным требованиям, Киев уже сейчас вынужден непрерывно сокращать наиболее затратные для страны статьи расходов.

На данный момент Вашингтон и Брюссель пытаются оказывать максимальное давление на Киев, чтобы принудить его к выполнению взятых им на себя обязательств. Не исключено, что Запад попытается установить на Украине своё прямое правление. Однако на этом пути шансов на успех у США и Евросоюза практически нет. Попытка введения прямого иностранного правления лишь сильнее дестабилизирует ситуацию внутри страны. А это означает, что после того, как все способы трансформационного воздействия на Украину окажутся вычерпанными, Запад будет вынужден поставить перед собой задачу минимизации тех потерь и проблем, которые ему создаёт Украина. На этом этапе Вашингтон и Брюссель будут вынуждены реально договариваться с Москвой, без которой нейтрализовать украинский негатив они не смогут.

РИСИ

Андрей Варджа
КУЛЬТУРА РОССИИ И РУССКИЙ ЯЗЫК

Tags