Внутренний туризм – перспективы развития

На волне санкций рынок внутреннего туризма оживает. Есть ли шансы добиться корректного построения и функционирования отрасли? С чего стоит начинать? Приводим мнение экспертов.

- Внутренний туризм стал очень популярен за последний год, — отмечает Ирина Ерохина, CEO Localway.ru

- Непонятная ситуация на валютном рынке, боязнь потерять работу и остаться без накоплений в кризис — многие факторы подталкивают людей отдыхать в России. Последние несколько лет правительство особенно сильно развивает внутренние туристические направления. Каждый регион заинтересован в притоке туристов, поэтому организовывает различные мероприятия, ради которых стоит посетить его города. Если продолжать двигаться в этом же направлении, то шансы на повышение уровня внутреннего туризма очень высоки. После недавних событий многие люди в стране почувствовали себя настоящими патриотами и хотят путешествовать по своей родине.

- Мы видим, что доля внутреннего туризма растет, и все больше россиян заинтересованы в отдыхе в пределах родной страны, — высказывает мнение Алексей Жебелев, сооcнователь Onlinetours.ru.

Другой вопрос, что интерес этот во многом искусственный, вызванный экономическими факторами, нестабильностью курса валют. Россияне вынуждены урезать свой бюджет, и планы на отпуск корректируются в первую очередь. Рост внутреннего туризма не является результатом конкурентной борьбы, а вызван внешними ограничениями.

Сложности внутренней туриндустрии

- Спровоцировать первичный спрос на внутренний туризм легче, чем поддерживать его на постоянно высоком уровне, — рассказывает Ирина Рябовол, представитель туристического метапоиска momondo в России:

- Сегодня росту интереса к отдыху в России способствует и экономическая ситуация (отдыхать в рублевой зоне стало выгодно), и общий патриотический настрой населения. Вот только внутренняя туристическая индустрия оказалась не совсем готова к такому повороту событий. Большинство компаний сферы обслуживания туристического сектора (отели, кафе и пр.) живут одним сезоном, то есть думают о том, как заработать сейчас, а не о том, как построить бизнес на десятилетия. Получив такой одноразовый сервис, отдыхающие вряд ли выберут эти места для отдыха в следующем году. Второе слабое место – туристическая инфраструктура.

- На данный момент даже на самых популярных направлениях – курортах Краснодарского края – качество турпродукта несопоставимо по уровню с зарубежными курортами, — добавляет Алексей Жебелев.

Если драйвером развития рынка станет конкуренция, если туристу будут предлагаться все больше качественных услуг, рынок, безусловно, ускорит свое развитие.

Что можно сделать уже сегодня?

- Необходимо перенимать опыт курортных стран и более внимательно относится к потребностям туристов, — считает Дмитрий Малютин, генеральный директор компании Level.Travel.

Кроме того, отелям стоит активнее налаживать сотрудничество с туроператорами, чтобы они были лучше представлены в интернете и могли предлагать размещение для туристов, которые покупают туры онлайн. По оценкам, доля туристов, бронирующих отдых через интернет, будет расти.

— Необходимо уделять внимание качеству, разнообразию, доходности и степени использования потенциала, — говорит Наталия Розенблюм, партнер Hospitality InCome Consulting.

Не стоит забывать, что развитие внутреннего туризма стимулирует создание рабочих мест и увеличение дохода в индустрии гостеприимства, способствует развитию малого бизнеса, поскольку дает толчок для развития как отельного сегмента, так и смежных секторов — экскурсионного обслуживания, ресторанного бизнеса, производства сувениров.

Для России, например, основной потенциал развития туризма связан с природной составляющей — в стране большое количество особо охраняемых природных территорий, который представляют интерес для туризма.

Для развития внутреннего туризма, безусловно, начинать необходимо как с решения инфраструктурных задач, так и с формирования комплексной политики продвижения регионов — от выявления тех особых преимуществ и уникальных черт, которые могут лечь в основу туристической привлекательности, до системного продвижения региона на рынке внутреннего туризма.

- Власти предпринимают решения, которые позитивно сказываются на стимулировании внутреннего туризма, — добавляет Александр Сизинцев, генеральный директор агентства Biletix.

- Запуск отечественного лоу-костера «Победа», субсидирование российских авиакомпаний, планы по введению налоговых льгот для въездных туристов — все это, безусловно, сказывается на доступности и привлекательности внутренних направлений.

Впрочем, к сожалению, снижение цен — лишь одна сторона дела. Важно не только цена, но и качество предлагаемых услуг, ведь в столь тепличных условиях российский туризм будет существовать не всегда и рано или поздно ему вновь придется конкурировать с внешними направлениями.

Как поднять у туристов спрос, например, на Сибирь?

- Если туры в Сибирь будут лучше представлены у туроператоров, то люди начнут выбирать, куда поехать – в Сочи или, допустим, на Байкал, — высказывает мнение Дмитрий Малютин.

- Но для этого человек должен понимать, что он покупает тур «под ключ», и ему больше ни о чем не надо заботиться – ни о перелете, ни о трансфере, ни о питании. Более того, турист должен быть уверен, что если ему обещали отель, допустим, 4*, то и уровень сервиса там должен быть соответствующий. Чем меньше будет разочарований, тем больше людей начнут ездить по России».

- Для того чтобы поднять спрос на многие направления, нужно, в первую очередь, дать доступ к информации об этом регионе, — считает Ирина Ерохина.

- Чем можно заняться, что интересного посмотреть, в каких ресторанах можно поужинать и в каких гостиницах останавливаться. Надо предлагать путешественнику возможность поехать по России в любой город и всегда знать, что там интересного.

- Имеет смысл оценить потенциал стимулирования работодателей вкладываться в своих сотрудников, оплачивая отдых на территории РФ, — мнение Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.

Одной из мер мог бы стать учет для целей налогообложения прибыли организаций расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ, оказанных работнику и его семье в составе расходов на оплату труда.

Для многих граждан и компаний подобные меры могли бы стать дополнительным аргументом в выборе отдыха на территории России.

- Чтобы организовать массовый туризм в Сибирь или на Урал, мало просто рекламировать эти места, важно создать здесь хорошие дороги, мосты, удобные условия транспортировки отдыхающих до гостиниц, а также развивать местные аэропорты, — добавляет Ирина Рябовол.

Многие популярные сегодня иностранные курорты начинали именно с обустройства туристической инфраструктуры. Увидев красоту Алтайских гор, но прежде проделав мучительно долгий и максимально дискомфортный путь, путешественник вряд ли захочет вернуться туда вновь или порекомендовать место друзьям. Современное поколение туристов уже успело оценить сервис в поездках за рубеж и не готово поступаться уровнем, к которому привыкло. Это следует учитывать.

Плюсы становления массового туризма лежат на поверхности – он является катализатором развития региона, при котором туда поступают инвестиции, выстраивается инфраструктура, появляются дополнительные возможности для заработка населения.

Надеемся, что профессионалы турбизнеса, отельной индустрии, поставщики экскурсионных и развлекательных услуг смогут воспользоваться ситуацией, понять запросы туристов и предложить услуги с приемлемым соотношением цены и качества — пока такие туристические продукты все еще дефицитны на нашем рынке.

THELIFENEWS

Tags

Изображение